K-Flash

 

 
 
 








 

«Сюрприз компании Matrox»

Уж в чем-чем, а в умении преподнести сюрприз компании Matrox не откажешь. Вряд ли кто-нибудь ожидал, что Matrox, выпускавшая в последние годы лишь «ремиксы» старых продуктов, станет автором сенсации, представив действительно новый и оригинальный графический чип и видеокарту на его основе – Parhelia 512. Признаться, информацию об этой разработке, появившуюся в Сети за несколько дней до официального анонса, автор этих строк принял за «утку» - уж слишком невероятными выглядели спецификации чипа. Да и поведение Matrox, махнувшей, казалось бы, рукой на 3D-графику, не вселяло оптимизма. И, тем не менее, извольте – Matrox Parhelia-512 вовсе не миф, а настоящая, живая видеокарта, в чем нам и удалось удостовериться лично. Parhelia, сюрприз компании Matrox

Parhelia – ложное Солнце

Отдавая должное выдержке и маркетингового отдела Matrox, до последнего сохранившего завесу тайны над новой разработкой, "расшифруем" коммерческое имя Parhelia. Итак, паргелии, или ложные солнца – это два ярко светящиеся пятна, напоминающие Солнце, которые иногда видны на небе при определенных атмосферных условиях, когда лучи солнечного света преломляются на микрокристаллах льда. Нет никаких сомнений в том, что Matrox таким образом лишний раз подчеркивает уникальную способность Parhelia-512 работать с тремя мониторами одновременно. Число же «512» символизирует ширину шины, связывающую центральный чип и память.

Графический чип

Оговоримся сразу – в этом материале мы не будем детально разбирать особенности архитектуры графического чипа Matrox Parhelia-512. Тем, кому хочется полностью вникнуть в детали внутреннего устройства Parhelia, мы рекомендуем обратиться к материалам наших коллег с сайта iXBT или Anandtech. Мы же остановимся, скорее, на прикладных аспектах, отметив по ходу основные особенности Parhelia. Характеристики чипа выглядят таким образом:

• 80 миллионов транзисторов
• Технологический процесс - 0.15 мкм
• Полноценная 256-битгая DDR шина памяти
• Объем поддерживаемой видеопамяти - до 256 Мб
• AGP 2x/4x/8x, на сегодняшний день официально – 4х
• 4 пиксельных конвейера, по 4 текстурных блока на каждом
• Вершинные шейдеры версии 2.0 (Vertex Shader 2.0), четыре параллельных исполняющих блока
• Пиксельные шейдеры версии 1.3 (Pixel Shader 1.3), 4 текстурных + 5 комбинационных стадий на каждом пиксельном конвейере, с возможностью объединения конвейеров попарно (получаем 2 конвейера по 10 комбинационных стадий)
• Аппаратный DirectX 8 - совместимый блок T&L
• Вывод изображения на монитор с глубиной цвета 10 бит на канал посредством фирменной технологии 10-bit GigaColor
• 2 интегрированный независимых RAMDAC, каждый с частотой 400 МГц
• Максимальное разрешение - 2048x1536x32bpp@85 Гц
• Возможность работы с 1, 2 или 3 приемниками сигнала
• Сглаживание сцены (суперсэмплинг) до 16x включительно. Активируется только на краевых точках полигонов.
• Полная аппаратная совместимость с DirectX 8 и OpenGL 1.3.

Следует отметить ряд ключевых моментов. Безусловно, на первом месте – возможность вывода изображения сразу на три приемника сигнала. На сегодняшний день это уникальное свойство Matrox Parhelia-512, которым не может похвастаться больше ни одна "пользовательская" видеокарта на PC. "Трехголовость" несомненно порадует профессиональных 2D и 3D дизайнеров, художников, специалистов по AutoCAD… Впрочем, о прелестях, которые сулит использование трех мониторов сразу, мы поговорим чуть позже…

Также обращает на себя внимание широкая шина, связывающая графический чип и память. 256 бит DDR = 512, что и отображено в названии. Для сравнения, у GeForce4 Ti и Radeon 8500 шина в два раза уже. По идее, использование такой широкой шины должно помочь преодолеть одно из узких мест современных видеокарт – недостаточную пропускную способность памяти. Впрочем, как мы увидим позднее, одной лишь шиной добиться высокого уровня производительности нельзя.

Принципиальна и полная аппаратная поддержка DirectX 8, предусматривающая работe с пиксельными и вершинными шейдерами. Новые игры начинают мало-помалу использовать возможности DirectX, а стало быть, без аппаратной совместимости с этим API нечего и думать о том, чтобы привлечь внимание геймеров. И не нужно рассказывать о том, что Matrox не ориентируется на игроков – что, дизайнеры не люди и в Quake не играют?

А для истинных гурманов Matrox приготовила сразу два «десерта». Первый – это 10-битная глубина каждого цветового канала, или, пользуясь терминологией Matrox – Gigacolor. Уверен, те, кто работает с графикой на профессиональном уровне, будут в восторге от столь точного представления цвета. Второй же «десерт» должен привлечь внимание любителей 3D-графики – речь идет о сглаживании изображения по 16 сэмплам. Любопытно, что обработке подвергается не вся сцена, целиком, а лишь граничные области полигонов, занимающие, по оценкам специалистов Matrox, лишь 3-5% всей сцены. Таким образом достигается немалая экономия ресурсов.

Карта

Графическая карта Parhelia-512 выполнена с присущей Matrox аккуратностью и внимательностью. По сравнению с GeForce 4 Ti 4600, которые и не в каждый-то корпус поместятся, размеры платы Parhelia-512 выглядят довольно скромно и не вызывают ассоциации с «большим зубастым монстром». И вообще карточка выглядит довольно компактной, внешние элементы находятся там, где им и положено быть.

Внушительных размеров графический чип находится под кулером, обеспечивающим качественный теплоотвод. Нельзя сказать, что радиатор остается холодным, но и раскаленным его тоже не назовешь. Одним словом, с перегревом у Parhelia проблем нет. Микросхемы памяти, выполненные в модном нынче корпусе BGA, расположены вокруг графического чипа. Их 8 штук при общем объеме 128 Мб. Matrox будет выпускать и 256 Мб вариант. На заднюю панель выведены два DVI-разъема, подключение же CRT-мониторов осуществляется через переходники, которые идут в комплекте с картой. Один из переходников двойной, предназначенный для подключения второго и третьего мониторов.

Установка

Физическое подключение приемников сигнала не должно вызвать затруднений. В один из разъем подключается основной монитор (центральный), а ко второму, через разветвитель, подсоединяются боковые мониторы. Центральный доступен сразу при включении компьютера, боковые же мониторы активизируются только после установки драйверов. Любопытно, что при первой загрузке драйверы Matrox настоятельно попросят произвести калибровку мониторов, которая заключается в настройке яркости, контрастности, баланса цветов и геометрии. Вот где чувствуется основательный подход ;-)

Настройка «трехголовости»

Инсталляция программного обеспечения видеокарты состоит из нескольких этапов. Первый – установка основных драйверов. К сожалению, Matrox пока не поддерживает работу Parhelia в Windows 9x и Windows ME, доступны лишь драйверы для Windows 2000 и Windows XP. На сайте Matrox сказано, что ПО для 9x и ME находится в стадии разработки. Неизвестно, однако, появится оно когда-нибудь или нет. Во время инсталляции будьте внимательны – обязательно следует установить окружение Microsoft .NET Framework, которое поставляется на диске с драйверами. В мастере установки напротив него стоит по умолчанию малозаметный флажок, который почему-то очень хочется снять. Тем не менее, лучше оставить в покое, иначе ничего работать не будет. После настройки драйверов рабочий стол растягивается на все три монитора. Поначалу необычно и не привычно, но через 15 минут работы становится довольно удобно, а через час уже и не представляешь, как мог до этого работать всего с одним монитором. А какой простор! Открыл несколько окон, расставил их по мониторам, красота!

Разумеется, эти удобства по достоинству оценят пользователи, использующие профессиональные приложения для дизайна и верстки, анимации, различного рода CAD’ов и т.п. Как часто при работе с насыщенными векторной графикой чертежами, где необходимо одновременно видеть изображение в нескольких видах и проекциях, не только не хватает 22-дюймового монитора, но не спасают даже «двухголовые» решения. Вот тут-то и придет на помощь Parhelia. Взгляните на фото – нравится? Одновременно вид сверху, вид сбоку, и трехмерный вид проектируемого изображения! Удобно? Безусловно!

Да и специалистам по растровой графике это решение также должно пригодится. Работа в том же Adobe PhotoShop станет гораздо удобнее: растянул картинку по горизонтали сразу на три монитора, и отпадает необходимость в прокрутке, вызывающая раздражение при работе с большими изображениями. Кстати, для Photoshop Matrox поставляет специальный plug-in, призванный обеспечить более точную передачу цветов. Добавьте к этому разрешение 2048x1536 пикселей и традиционно отменное качество картинки – и оцените Matrox по достоинству.

Surround mode – джокер в колоде

Получить удовольствие от использования Matrox Parhelia-512 c тремя мониторами смогут не только профессионалы, но и геймеры-гурманы. Во многих играх возможно включение так называемого surround mode, в котором изображение растягивается сразу на три монитора (полный список – http://www.matrox.com/mga/3d_gaming/surrgame.cfm). Остается поставить их полукругом, самому сесть в центре – и получите визуальный «эффект присутствия».

Реклама на сайте Matrox работает "на ура" – с желанием посмотреть динамическое изображение в surround mode практически невозможно бороться. Да и не нужно, фирменный демо-ролик “Reef Demo”, который можно скачать с сайта Matrox – просто-таки завораживающее зрелище! Создается впечатление, что плывешь в подводной лодке среди морских рифов: водоросли, кораллы, хищные рыбы, прочая живность. Все это сопровождается расслабляющей мелодией в стиле ранней “ENIGMA” – можно час сидеть, не отрывая взгляд.

Ролики - роликами, но хотелось бы попробовать surround в играх. Увы, не все игры способны работать в таком режиме. Так, разочарование ждало нас в Need For Speed V, который так и не захотел выводится на три монитора. А вот в Quake III Arena – ура! – играть в режиме surround можно и даже нужно! Права для этого необходимо вручную подкорректировать конфигурационный файл, в соответствии с инструкциями, приведенными на сайте Matrox. В разрешении 2400х600 скорость составила 35.7 кадров в секунду. Не очень много, конечно, однако, уменьшив разрешение, вполне можно добиться большего. Кульминации нельзя достигнуть, это ж не оргазм! :)

Но наиболее острые ощущения мы получили, установив автосимулятор "Grand Prix 4" и подключив к компьютеру игровой руль «Trustmaster» c обратной связью. Впечатление трудно передать словами! Кроме визуальных эффектов, которые при помощи трех мониторов отлично превращались в 3-х-мерное панорамное изображение, реалистичности добавил руль, который реагировал на все неровности трассы, столкновения с соседними болидами, отбойники и т.д.

Результаты тестов

Приступая к тестированию Parhelia-512 в играх, мы отдавали себе отчет в том, что Matrox никогда не ориентировалась на геймеров. Целевая группа компании – профессиональные пользователи, использующие тяжелые пакеты для работы с двумерной и, возможно, трехмерной графикой. Поэтому мы решили не загружать этот материал дюжиной диаграмм во всевозможных играх – эти данные вряд ли будут востребованы (впрочем, желающие могут обратиться к уже упоминавшимся материалам iXBT и Anandtech). Мы же ограничимся бенчмарками в Quake III Arena и 3DMark 2001. Кроме этого, мы постараемся сравнить качество сглаживания сцены, получаемое на Matrox Parhelia-512 и nVidia GeForce4 Ti.

Замеры проводились на такой платформе:
• Процессор Pentium 4 "Northwood" 2 ГГц
• Материнская плата EpoX EP-4SDA на чипсете SiS645
• 256 Мб памяти DDR SDRAM PC2100 Hyundai, CL=2
• Windows ME, DirectX 8.1

Результаты тестов свидетельствуют, прямо скажем, не в пользу Matrox: во всех тестах Parhelia-512 отстает от Club3D GeForce4 Ti4600 в 1.5-2 раза. Да, не такой производительности ожидаешь от карты с 256-битной шиной памяти и 4 конвейерами. Впрочем, многие специалисты высказывают предположение, что ситуация может измениться в лучшую сторону с выходом новых драйверов – на сегодняшний день, в рендеринге принимает участие лишь один из четырех конвейеров. Справедливо ли это предположение – нам неизвестно.

Падение производительности Parhelia-512 при включении режима полноэкранного сглаживания 4х4 таково, что в разрешении 1024х768@32bpp играть невозможно. Вот тут-то и приходит на помощь ассоциативной сглаживание Matrox 16x, которое производится не со всей сценой, а лишь с граничными полигонами. В этом режиме производительность карты остается на вполне приемлемом уровне.

Сравнить же качество изображения в различных режимах сглаживания вы можете самостоятельно, взглянув на приведенные ниже скриншоты. Выводы мы делать вам. Наше субъективное мнение состоит в том, что использование частичного сглаживания, в общем и целом, оправдано.

Выводы

Прежде всего нужно осознавать, что Matrox Parhelia-512 не является массовым продуктом. И никогда не будет им – эта карта определенно нацелена на людей, которые четко осознают, что такое Matrox и зачем он нужен. Рекомендовать Parhelia-512, за которую на момент написания статьи просят около $400 у.е. геймерам, конечно же нельзя – за такие деньги можно купить та-акой GeForce или Radeon, от которого в Quake зашклалит все счетчики. Parhelia-512 на такие подвиги не способна, да и не особенно стремиться.

А вот если по долгу службы вам приходится работать с тяжелой графикой, тогда Parhelia-512 с ее уникальной возможностью вывода изображения на три приемника сигнала, может оказаться единственным подходящим решением. И не просто подходящим, а не имеющим аналогов в этой целом классе устройств ценовой категории до $500. Хочется также отметить, что Matrox Parhelia-512 хоть и не претендует на мировые рекорды в играх, все же обеспечивает уровень производительности, достаточный для того, чтобы удовлетворить требования большинства современных игр. Следовательно, те дизайнеры и верстальщики, которые остановят свой выбор на Parhelia-512, не будут оторваны от игрового мира и смогут, время от времени, провести пару часов в Quake или Warcraft.

И, наконец, хочется просто порадоваться за Matrox, которая, вопреки прогнозам скептиков, смогла найти в себе силы и выпустить действительно новый, интересный и необычный продукт. И пусть Parhelia-512 не лишен недостатков, но, купив его, почитатели продукции Matrox получат именно то, что они и ждут, именно того высокого качества, которое всегда выдерживала Matrox. В этом мире кто-то еще остается верен традициям.

Copyright 2020 K-flash